Концепция развития школьного этнографического музея русского быта и народных промыслов на базе ГБОУ Школа № 37 «С любовью к России!»
Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РФ, положением о музее государственных образовательных учреждениях города Москвы, в целях реализации целевой программы развития образования «Столичное образование-5».
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся нравственных, эстетических, гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской, трудовой деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи. Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.
Неудивительно поэтому, что в наш век мультимедийных технологий и информационного бума люди разных профессий и разного достатка проявляют такой интерес к старинному быту, народным ремеслам и промыслам, декоративно-прикладным искусствам, музыкальному и литературному фольклору. Устав от синтетических материалов, гламура и ширпотреба, мы тянемся к простому, незамутненному и бездонному источнику – народной традиции.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Школьный этнографический музей русского быта и народных промыслов «С любовью к России!» является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить формирование у учащихся знаний и навыков о народном декоративно-прикладном искусстве, о работе народных мастеров, расширение кругозора и увеличение объема знаний в рамках русской национальной и мировой культуры.
Исходя из данных целей перед нами стоят следующие задачи:
- Развивать осознание того, что самобытная традиционная культура народов России — наше достояние, достойное уважения и сохранения в веках (раскрытие бытовой и общественной жизни русского крестьянства как главного носителя народных традиций);
- Способствовать формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие их творческих способностей и задатков ( показ конкретных жизненных форм и духовных проявлений, которые существовали и существуют в русском народе);
- Организовать знакомство с традиционной культурой и народным искусством Руси ( рассмотрение проявлений духовной и материальной культуры в её историческом, поступательном движении);
- Формировать навыки культуры труда и блок технических знаний и умений;
- Использовать в работе информационные компьютерные технологии как вспомогательное средство для максимального усиления эмоционально-зрелищного воздействия и увеличения объема знаний;
- Активное участие в городской экспериментальной площадке «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».
Основные приоритетные направления развития школьного музея русского быта и народных промыслов «С любовью к России!»
1.Расширение и углубление исследовательской работы в рамках сложившейся экспозиционной тематики:
— Народные промыслы;
— Русская изба;
— Традиции и символы русского народа;
— Русские народные сказки и пословицы.
2.Формирование новых направлений проектной деятельности.
— Мир русских народных праздников;
— Мир народных русских музыкальных инструментов;
— Вечные образы и ценности в искусстве народов России;
— Искусство русского народного костюма.
3.Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций.
— Народные промыслы;
— Русская изба;
— Традиции и символы русского народа;
— Русские народные сказки и пословицы;
4.Организация экскурсионно-просветительской деятельности с целью пополнения фондов музея новыми экспонатами, привлечения школьников к научно-исследовательской деятельности.
— Промысловые города России;
— Деревянное зодчество Руси;
— Святыни России. Золотое кольцо.
5.Организация работы в информационном пространстве школы:
— Создание мультимедийных альбомов и презентаций;
— Разработка виртуальных экскурсий;
— Обновление информации на школьном сайте;
— Создание видиозарисовки о школьном музее;
— Издание буклетов;
— Создание электронных картотек коллекционных фондов музея.
6.Расширение взаимодействия с социумом и социальными институтами вне школы:
— Сотрудничество со школьными музеями;
— Музей-заповедник «Коломенское»;
— Центральный музей прикладного декоративного искусства;
— Общественный консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы;
— Департамент образования города Москвы, ЗОУО ДО города Москвы, ОМЦ ЗОУО ДО города Москвы;
— другие организации.
7.Становление музейного центра как социокультурного института:
— Организация школы экскурсовода;
— Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса, поиск новых форм и методов работы, включение музейной педагогики в учебные и воспитательные планы школы с целью повышения качества воспитательной работы;
— Широкая пропаганда знаний о русском быте, народных промыслах и декоративно-прикладном творчестве России;
— Расширение поля взаимодействия школьного музея в образовательном пространстве школы.
8.Развитие материальной базы школьного музея русского быта и народных промыслов:
— Обновление мебели (витрины, шкафы-стеллажи и др.);
— Установка компьютера с доступом к ресурсам локальной сети, ресурсам Интернета;
— Средства для обновления и расширения экспозиций (ткань, нитки, канцелярские принадлежности, затраты на печать, копирование документов и др.)
План работы
Музея русского быта и народных промыслов
(перспективный 2018-2023 гг.)
1.Оформление экспозиции музея.
2.Формирование материалов для:
тематических выставок,
экскурсий,
практических игровых занятий для младших школьников,
календарных занятий-праздников,
мастер-классы.
3.Создание мультимедийных альбомов и презентаций.
4.Создание видиозарисовки о школьном музее.
5.Издание буклетов.
6.Создание и завершение коллекций работ по темам:
— Русские народные промыслы;
— Традиции и символы русского народа;
— Русские народные сказки и пословицы;
— Мир русских народных праздников;
— Мир народных русских музыкальных инструментов;
— Вечные образы и ценности в искусстве народов России;
— Искусство русского народного костюма.
7.Организация планирования работы творческих Центров для изготовления творческих работ для пополнения экспозиции музея, для участия в окружных и городских олимпиадах, выставках, семинаров.