119192, г. Москва, ул. Столетова, д. 3

(499) 739-3528 MNesterenko@s37.ru

Методические разработки

Опорные схемы как одно из средств повышения результативности обучения в условиях реализации ФГОС ООООпорные схемы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций обучающихся на уроках технологии по теме Процесс изготовления швейного изделияКонспект интегрированного урока по Технологии и Истокам в 5 классе

Опорные схемы как одно из средств повышения результативности обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Выступление на МО учителей художественно-эстетического цикла ГБОУ Школа № 37 (апрель 2015 г.)

Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд – в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.
Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу – зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет метод опорных схем Шаталова, с которым я ознакомилась при обучении в институте.
Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь.
Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.
В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.
Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.
Листы опорных схем обеспечивают логически – последовательное раскрытия темы или задание – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программу. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.
При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.
Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.
Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, используя дополнительную литературу.
Сначала мной проводится структурно – функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.
Считаю применение опорных схем для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек – задания при объяснении нового материала учителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.
Таким образом:
Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.
Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.
Задача: научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.
Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.
Рассмотрим какие наглядные схемы могут применяться на уроках технологии, например в разделе “Конструирование и моделирование одежды” в виде:

  • Инструкционная карта.

Сравнительная характеристика методов построения чертежа путем таблицы или схемы на примере построения чертежа юбки.

СХЕМЫ ТАБЛИЦЫ
Компактность излагаемого материала выигрывает, весь процесс построения умещается на одном листе, плюс еще один лист на чертеж. Компактность излагаемого материала проигрывает, весь процесс построения умещается на трех листах, плюс еще один лист на чертеж.
Весь процесс построения виден сразу с изображением фундамента и надстройки. Виден принцип построения на одном листе от начала до конца, что из чего следует. Весь процесс построения выявляется не сразу. Фундамент и надстройка осмысливаются после построения. Чтобы понять принцип построения нужно пройти весь путь, а затем его осмыслить.
Сразу устанавливается логическая взаимосвязь построения задней и передней половинок юбки. Каждый этап построения половинок юбки осуществляется параллельно. Сначала откладывают ширину заднего полотнища, затем переднего; середину задней вытачки, затем передней. Логическая взаимосвязь устанавливается не сразу, весь процесс построения задней и передней половинок юбки, состоящий из нескольких этапов осуществляется последовательно: сначала строят заднюю половинку юбки, потом переднюю.
Лучше видна аналогия построения за счет расположения блоков и за счет цветового сигнала,что сокращает время на осмысление материала.
План построения изложен в строгом соответствии расположения блоков по горизонтали и вертикали.
Блоки построения задней и передней половинок выделяются соответствующим цветом, как на чертежах.
Форма записи не дает учащимся быстро осмыслить аналогию построения задней и передней половинок за счет чего время на осмысление материала затрачивается больше.
Каждый этап построения половинок учащиеся осмысливают дважды.
Цветовой сигнал по восприятию информации отсутствует.
Информация по меркам и прибавкам постоянно перед глазами. Удобство и экономия времени. Информация по меркам и прибавкам расположена в другой таблице. Это создает определенные неудобства.
Блоки по чтению чертежа помогают осмыслить чтение чертежа в целом. Чтение чертежа осуществляется на каждом этапе построения, что приводит к осмыслению отдельных этапов построения, а не чертежа в целом.
  • Технологическая карта.

Анализ технологической карты на примере пошива косметички в форме схемы.
1. Показано из каких деталей состоит изделие.
2. Соответственно под названием каждой детали даны чертежи и указаны размеры.
3. Весь технологический процесс пошива умещается на одном листе. Устанавливается логическая взаимосвязь каждого этапа.
4. Каждый этап показан в виде рисунка(чертежа) и объяснения .Это помогает учащимся осмыслить процесс изготовления в целом и по частям, а затем применить его на практике. Заучивается предметная терминология.
5. Подробное объяснение и демонстрация каждого этапа работы учителем, а затем выполнение этих этапов на практике учащимися исключает подробное описание технологических узлов в схеме и допускает использование сокращенных терминов, что экономит время.
6. Начиная работу с простых изделий и выполняя их по схемам с помощью учителя, учащиеся усваивают принцип построения схем и дальше их составляют сами.
7. Когда учащийся научится читать и составлять технологические карты в виде схем, а также научится по ним работать, такую схему можно использовать в виде : домашнего задания; карточек-заданий; применять в проектной деятельности; использовать при устном объяснении учеником технологического процесса

    • Карточка-задание.

Анализ карточки — задания по разделу конструирование и моделирование юбки.
На карточке сразу видно различие понятий между художественным и техническим моделированием.
На одной карточке ребята выполняют несколько различных по смыслу заданий:
а) умение показать эскиз;
б) умение показать конструктивные линии за счет которых изменяется фасон изделия по отношению к основе чертежа;
в) умение правильно показать детали кроя, мысленно выполняя техническое моделирование, используя эскиз модели.

    • Объяснение нового материала учителем.

На примере темы “Процесс создания модели”:

1. Из схемы видно из каких основных этапов состоит процесс.
Каждый этап состоит из отдельных блоков, которые при необходимости можно объяснить, используя схемы, относящиеся к каждому блоку.
Например. Первый этап конструирования рассматривается в следующих схемах: “Общие сведения о конструировании одежды”; “Способы конструирования швейных изделий”; “Классификация мерок”.

Второй этап : моделирование представлен с помощью следующих схем: “Выбор фасона изделия”; “Таблица сравнений”; “Моделирование фартука”; “Моделирование юбки”.

Третий этап раскроя изделия может быть легко усвоен с помощью схемы “Раскладка выкроек”:

Рекомендации в использовании схем:
В схеме “Выбор фасона изделия” помогает учащимся лучше разобраться в понятиях и требованиях по выбору изделия.
В схемах “Моделирование фартука” и “Моделирование юбки” учащимся объясняется, как сделать зарисовки модели, давать соответствующие описания модели, наносить конструктивные линии на чертеж основы, выполнять детали кроя изделия.
Мы разобрали лишь часть примеров, которые можно использовать на уроках. Такие схемы-карты можно составить по каждому размеру или теме. Компактные опорные схемы надежно работают, когда они станут обязательной частью целостной методической системы.

Опорные схемы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций обучающихся на уроках технологии по теме Процесс изготовления швейного изделия

Выступление на МО учителей художественно-эстетического цикла ГБОУ Школа № 37 (октябрь 2015 г.)

На протяжении всей своей педагогической деятельности работаю над поиском новых творческих идей. Находиться в постоянном творческом поиске – это значит ощущать себя счастливым человеком. Это состояние стараюсь привить своим ученикам. Развитие правильного художественного вкуса, мышления, трудолюбия. Рождение и индивидуальных, и коллективных дизайнерских решений – все это является основой нашей совместной работы с учениками.
«По настоящему красив и счастлив тот, кто находит время и силы постигать великую культуру человечества»
С.Т. Коненков.
Проектная работа “Изготовление дамской сумочки”:

Тема работы: “ Процесс изготовления швейного изделия на примере пошива дамской сумочки”.На данную работу отводится 6 занятий. Можно проводить её в свободной форме. Рекомендуется использовать как во внеклассной работе, так и на уроках.
Девиз: Как прекрасен этот мир!
Цели:
• Ознакомить учащихся с системным подходом в изготовлении швейного изделия.
• Ознакомить учащихся с профессиями, связанными с изготовлением швейного изделия.
• Познакомить учащихся с основами композиции костюма, понятием “аксессуары”.
• Закрепить знания и умения по раскрою швейного изделия.
• Продолжить формирование умения применения технологических схем при пошиве изделия.
• Продолжить овладение терминологией швейного производства.
• Формирование рациональных приемов шитья в процессе изготовления дамской сумочки.
• Отработка элементов сборки изделия.
• Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Наглядные пособия и оборудование урока:
• плакаты по композиции одежды;
• опорные схемы;
• раздаточный материал (детали кроя, элементы отделки, схема процесса изготовления сумочки), демонстрационный материал по пошиву каждого технологического узла;
• принадлежности для пошива (ножницы, иглы, булавки, нитки, шпульки).

План работы:
I. Орг. момент (знакомство – раздача эмблем, тема, план работы, девиз).
II. Мотивация.
Сообщение о процессе изготовления швейного изделия и о профессиях, связанных с каждым этапом работы.
Для успешного изготовления изделия ребята должны знать общее представление о пути, который им предстоит пройти, и видеть конечный результат. Используя наглядное пособие, учитель помогает выстроить логическую цепочку действия у ребят, акцентируя внимания на названиях профессий и на приёмах работы, относящихся к каждому этапу.
Итак, нам нужно пройти 4 этапа работы.
Конструирование — Моделирование — Раскрой — Пошив
Развиваем пространственное мышление, на примере работы художника-конструктора.

Учитель объясняет, что сначала нужно определить габаритный размер будущего изделия. Если упаковать дамскую сумочку в подарочную коробку, которая будет иметь ширину, высоту, глубину, то приблизительно можно будет считать эти размеры габаритными. Наша сумочка – плоская, поэтому остаются два размера: ширина и высота. Представим три варианта (широкая, высокая и квадратная) и выберем один из них.

Переходим к понятиям создания гармоничного образа в деятельности художника-модельера. Аксессуары.

Ребята узнают, что такое стиль, какие бывают стили и что стиль отражается, в том числе и в костюме. Переходя к понятию костюма, мы видим его определение, и что входит в это понятие, акцентируя внимание на аксессуарах. Здесь учащиеся должны понять, что аксессуары подбираются правильно, со вкусом и, как элемент костюма, входят в его композицию и составляют гармоничный образ. Используя раздаточный материал, ребята наглядно видят, как меняется стиль костюма за счёт аксессуаров.

Развиваем фантазию путем решения технических и оформительских задач в деятельности художника-модельера.

На этом этапе мы должны, применив дизайнерские качества, выбрать:

а) форму будущего изделия.

Можно представить несколько вариантов симметричной и ассиметричной формы изделия.
Приведём несколько примеров и выберем один из них.

б) цвет будущего изделия.

Существует гармония цветовых соотношений (правило цветового круга учащиеся вспоминают из уроков по рисованию). Аксессуары, подобранные по оттенкам цвета, выглядят богаче по палитре, чем те же дополнения, одинаковые по цвету. Желательно, чтобы в костюме было не более двух аксессуаров одного цвета, иначе внимание рассеивается (исключением является черный цвет). Сумки обычно подбирают по цвету и дизайну к обуви или другим аксессуарам, размер которых согласовывается с пропорциями фигуры и общим стилем одежды.

в) фактуру и расцветку ткани будущего изделия.

Одноцветная ткань для сумочки – разноцветная ткань для костюма и наоборот.
Лёгкие ткани для сумочки подходят к романтическому стилю одежды.
Можно подобрать много вариантов и записать таблицу совместимости.

г) назначение будущего изделия.

Зависит от стиля одежды: классический стиль – для деловых встреч, романтический стиль – для свиданий, спортивный стиль – для занятий спортом и.т.д. Оформляем альбом: название стиля – назначение – картинка, фото.

д) отделку будущего изделия.

Подбирается согласно материалу, цвету и фактуре ткани. На этом этапе работы ребята с большим интересом проявляют свои индивидуальные творческие способности. В качестве отделки можно использовать бусы, пуговицы, булавки, блестки, стразы, вышивку, тесьму, бахрому и многое другое. Расширить представления об отделки помогают журналы мод.

III. Практическая работа.
Раскрой деталей кроя сумочки.

Здесь главное ребятам повторить правила раскроя изделия. Учитель сосредотачивает внимание учащихся на плакате и совместно его обсуждает. Затем ребятам предлагается ответить, сколько основных деталей кроя и сколько дополнительных, после чего приступить к раскрою изделия.

Сборка основных деталей сумочки (индивидуальная самостоятельная работа).
Каждому учащемуся выдается список этапов работы по пошиву сумочки.

Далее на доске вывешивается демонстрационный материал каждого технологического узла по пошиву сумочки.

По окончанию работы учащимся предлагается написать схему пошива дамской сумочки. Это задание очень трудоемкое, но мои ребята привыкают к нему с пятого класса, начиная с небольших схем. Это и повторение терминологии швейного процесса, и подведение итогов работы.

IV. Отделка изделия.

Выбрав отделку изделия по всем пройденным правилам, ребят ждёт ручная работа по украшению готового изделия (могут быть исключения на этапах последовательности работы – это зависит от вида отделки).

V. Подведение итогов работы.

Критерии оценки – правильность выполнения композиционного решения и качества пошива изделия.

VI. Оформление стенда-витрины.

Учащиеся подбирают каждую сумочку к нарисованному манекену с учётом их стиля одежды.

Тема урока: «Крестьянские хоромы – чудо России»

Технологическая карта урока

Предмет  Истоки

Базовый учебник Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.

М.:Издательский дом «Истоки», 2010.

Тема урока:

«Крестьянские хоромы – чудо России»

Тип урока: Повторительно-обобщающий

 Цели урока:

  1. Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве,   в котором наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия.
  2. Присоединение к истокам родного края посредством категорий: мир, деревня,   помочи.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.
Сформировать понятие духовного и материального

  1. Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и домоустройстве семья, лад с людьми и согласие с Богом.
  2. Организовать присоединение детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде через категории:

мир, деревня, помочи.

  1. Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир,  деревня,   помочи
  2. Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный

ряд.

5.сформировать понятие духовного и материального.

План урока

1.Вступительное слово учителя:

— Доброе  утро, дорогие ребята! Мне приятно Вас видеть. Я рада нашей встрече и вижу Ваше желание работать. Давайте сперва поприветствуем  уважаемых гостей нашего истоковского урока и настроим себя на интересное занятие!

2.Постановка проблемы

Присоединение к аудитории

Видеозарисовка: 1-2 мин

На экране воспроизводится видеозарисовка семейных фотографий,праздников,реликвий

Учитель:

-Сегодня мы поведём разговор о самом родном, близком и светлом, что есть у каждого из нас,

-Я думаю, Вы  уже догадались, что в центре нашего внимания будет…

(Ответы ребят: Дом, семья, родной очаг, итд)

Ресурсный круг:

Учитель:

-Ребята, давайте поочереди возьмем в руки свечу, как символ тепла родного дома и ответим на следующие вопросы:

Чем для тебя является родной дом?

Почему ты любишь свой дом?

Что тебя связывает с родным домом?

Мой дом для меня является местом, где….

(Ответы учащихся: где я живу; где моя мама; где мои родственники; где мои бабушка и дедушка; где меня любят; где моя комната; где мои игрушки, праздники итд)

Учитель:

-Подведем итог: Дом-это то место, где нас любят, куда мы стремимся, куда мы всегда возвращаемся. Можно сказать, что это святое место!

-Давайте проясним откуда у нас эти понятия и чувства?

-На прошлых занятиях мы с Вами выяснили, что человек, как дерево не может жить без корней. Поэтому мы должны бережно сохранять память о предках, которые являются нашими корнями.

Видеозарисовка:2 -3 мин

(На экране воспроизводится видеозарисовка работ известных художников на тему крестьянский быт под  народную музыку и чтением стихов о крестьянской деревне.)

Учитель:  Чем дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим,

                  Хоть новому принадлежим.

-А где, в каком месте, храниться все, что напоминает нам о них?

(ответы учащихся:  дом, фотографии, реликвии итд)

-Правильно- это дом, в котором жили наши родственники. Как родная мама бывает только одна, так и родной дом тоже единственный.

-Одна из целей нашего урока продемонстрировать как мы храним память о наших предках, изучая на уроках «Истоки» одну из важных тем «Крестьянские хоромы».

Сегодня у нас заключительный, обобщающий урок по этой теме

-Давайте попробуем  определить  главную  цель урока  и  сформулировать её  в форме проблемного вопроса.(отвечают учащиеся…)

На экране показывается:

Тема урока: «Крестьянские хоромы – чудо России».

Главная цель урока: Почему Крестьянские хоромы – одно из чудес России?

-Веками на необьятных просторах нашей Родины жили крестьяне. Они создали свой неповторимый образ жизни. Ядром его был крестьянский дом.

-Чтобы лучше понять, что значил дом для наших предков, какое место в их жизни он занимал, мы отправимся в далекое прошлое и посмотрим, как они жили в доме?

-Мы заранее поделились на группы:

1 группа-Домостроительство

2 группа-Домоустройство

3группа-Семейный уклад

-Знаменательно, то что наш урок проходит в школьном этнографическом музее , который нам поможет продемонстрировать наши знания.

-Продуктом нашей работы на уроке станут наглядные пособия для музейной работы и для уроков по Истокам. Они  будут храниться в музее.

Каждая группа получает задание рассказать и продемонстрировать те знания, которые они получили на предыдущих уроках

Работа с первой группой:

Дать ответ следующим понятиям:

-что такое изба, откуда это название происходит?

-чем отличаются понятия изба и хоромы?

-строительство дома?

-где строили дома?

-чем строили дома?

-как выбирали место?

—из чего строили дома?

-что такое деревня волость мир помочи?

Итог: все делалось разумно, с Божьей помощью!

В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку,  затем в истьбу,  потом в избу.